— Цены на бензин прямо пропорционально зависят от котировок нефти. Адекватное повышение доступности топлива для потребителей продемонстрировали во всем мире, — пишут депутаты.
Они указывают, что, например, при рыночной экономике в США цена на бензин опустилась до 47 центов за галлон (3,78 л), что составляет порядка 10 рублей за литр по текущему курсу. Китай, сохраняя признаки административно-командной экономики, также снижает цены на бензин и дизтопливо, причем пересмотр осуществляется каждые 10 рабочих дней, и сейчас показатели преодолели соответственно 0,11 и 0,12 юаня, или 1,32 и 1,43 рубля за литр по текущему курсу.
«Мировой лидер по нефтедобыче — Саудовская Аравия — на 18 января демонстрирует показатель в $0,23 за литр, или 18,09 рубля. Только в России (одном из лидеров по объемам нефтедобычи) цена на бензин продолжает повышаться вопреки всем законам рынка. Так, АИ-92 с начала июня 2014 года подорожал с 30,44 до 34,35 рубля за литр», — возмущаются коммунисты.
В пресс-службе ФАС не смогли оперативно предоставить комментарий.
По словам заместителя начальника отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters Kortes Александра Шкурина, девальвация рубля съедает возможную скидку на бензин.
— Девальвация рубля компенсирует снижение цен на нефть. Кроме того, наши цены зависят от мировых рынков. Но мы оперируем не мировыми ценами, а так называемыми нетбэками — это сколько должен стоить продукт на российском рынке, чтобы при экспорте далее за рубеж его цена была рыночной. Это, если проще, как будто вы можете выйти из дома за хлебом, поехать за ним на трамвае или на метро и купить за 10 рублей либо купить возле дома, сэкономив на транспорте, но уже за 20 рублей, — объясняет Шкурин.
Не разделяет депутатскую теорию о сговоре монополистов и руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
— Эти теории появляются из года в год. Но, думаю, ФАС уже научилась работать по признакам картельных сговоров. Тут влияют другие экономические факторы. Во-первых, это желание любой компании компенсировать падение внешних цен и не понижать, а по возможности и повышать внутренние. Во-вторых, надо иметь в виду, что 2015 год был достаточно знаковым в плане модернизации нефтеперерабатывающих заводов, ряд таких работ еще продолжается, — объясняет Масленников.
Отметим, проблема подорожания бензина вновь начала особо волновать россиян в декабре 2015 года. Согласно данным инструмента «Яндекса» Wordstat, в декабре ушедшего года «почему дорожает бензин» спросили у поисковика 3 тыс. пользователей против 768 месяцем ранее. Пик интереса к этому вопросу наблюдался в декабре 2014 года — тогда его задали «Яндексу» 11,8 тыс. пользователей.